Сегодня у меня состоялся важный разговор с Сергеем Мироновым. Случилось это в связи с последними событиями, связанными с одновременными заявлениями системных партий о том, что они дистанциируются от белоленточного движения.
Первое, что хочу сказать по итогам встречи. Внутри Справедливой России идет серьезная партийная дискуссия о взаимодействии с "болотной" оппозицией.
Часть партии настроена на решительное уличное сопротивление, а часть - на спокойную кабинетную работу, на попытки изменить систему изнутри. При этом Единую Россию не любят одинаково и те, и те. К сожалению, улица понимает только тех, кто работает ее методами, хотя та же Оксана Дмитриева, талантливый экономист и один из лучших депутатов последних созывов, терпеть не может митинги, но регулярно выступает конструктивным оппонентом Единой России, и обвинять ее в соглашательстве вряд ли возможно. Таких примеров много, как в депутатском корпусе, так и в региональных отделениях. Справедливая Россия не меняет своей позиции по отношению к Единой России и действующей власти, и я уверен, что в партийной среде она самый опасный для нее оппонент. К сожалению, формат системной партии требует от ее лидеров иногда маневров и компромиссов, но не всегда кратчайший путь - прямая. Вспомним, как разгромили Родину и Партию пенсионеров - их актив в итоге спасала СР.
Дискуссии и споры по стратегии и тактике - совершенно нормальное явление. Это свидетельствует о том, что СР - живой организм, живая партия, которая готова к диалогу.
Произошедшее в субботу - это не вселенская трагедия и не надо делать из этого нового противостояния.
Я уже отмечал, что при моем несогласии с предложением Миронова дистанцироваться от КС, в целом с критикой со стороны Сергея Михайловича я согласен. Действительно, из-за позиции уличных лидеров люди отвлеклись от выборов, понизилась явка, а сформированный Координационный совет оказался шагом назад по сравнению с зимой, с той точки зрения, что за пределы деятельности наиболее активной оппозиционной группы были просто выброшены многие политические силы, которые теперь удобно обвинять в сговоре с Кремлем. Иными словами, получился далеко не самый репрезентативный орган, ориентированный исключительно на несистемную работу в либеральном ключе. Чему мы удивляемся: сначала системные партии выпали из избирательного процесса, их влияние на улицу сократилось по инициативе нынешних лидеров КС, а они должны сказать за это спасибо и слова поддержки одобрения? Очевидно, что именно разработчики схемы голосования заложили основу для нынешней критики, а Кремль лишь умело разыграл эту карту.
Позиция эсеров в отношении Координационного совета весьма понятна: если нет возможности участвовать в подобного рода деятельности, то нужно искать другие пути для реализации своей стратегии. Дмитрий и Геннадий Гудковы, которые являются членами КС, участвуют в деятельности этого органа в личном качестве; КПРФ и Яблока там нет, и даже позиция РПР-ПАРНАС схожа с СР: в КС есть представители партии Рыжкова, Немцова и Касьянова, но официальная позиция самой партии весьма скептическая.
Вообще, среди лидеров системной оппозиции нет человека, который имел бы больше прав критиковать развитие протестного движения, чем Сергей Миронов. Как бы не относиться к его политической биографии, это человек, который не только поддерживал все инициативы людей, как выходящих на улицы, так и работающих непосредственно с ним (вспомните итальянскую забастовку), но и с трибуны Государственной Думы доносил до всех позицию Болотной площади. По его инициативе фракция приходила в Думу в белых лентах. Кроме того, он не только поддерживал улицу, но и выступил единственным кандидатом в президенты, который четко поддержал идею технического президента и всеобщих досрочных перевыборов.
Критика оппозиции - это такое же право, каким обладают и люди, критикующие власть. Это нормальные процессы. Нужно просто искать совместные пути для общей победы, потому что недовольные властью люди очень разношерстны по своей сути, и единого лидера, который бы мог всех объединить, на данный момент просто нет.
У СР 8 миллионов избирателей, пусть даже часть из них проголосовала за эту партию по призыву "Голосуй за кого угодно, кроме Единой России". Очень не маленький электорат и у КПРФ и Яблока, и это оппозиционные избиратели! КС сейчас не выражает их точку зрения. Конечно, сейчас не очень подходящее время для идеологических споров, но конфликт "отцов и детей" в нашей время стал наиболее очевиден, и его надо пройти спокойно, не допустив раскола и взаимных обвинений.
P. S. Я на некоторое время буду ограничен для комментариев, потому что улетаю в Малайзию, поскольку являюсь советником премьер-министра по инновациям, и буду выступать на ежегодной встрече там. После этого лечу в США по делу Развозжаева и буду наблюдать за ходом избирательной компании. Вернусь в Москву 11 ноября.